Траппистское пиво
«…Вот уже (вода реки) рядом со зданием. Она заполняет котел. И он отдает себя огню, который разжег повара, дабы приготовить напиток монахов. »
Неизвестный автор тринадцатого века, описывающий аббатство Клерво
В средние века, церковь, с определенной долей оппортунизма, ввела в свой обиход такой продукт, как пиво, признав популярность и прибыльность этого напитка. Этот шаг должен был привлечь безденежный паломников, а также обеспечить здоровым напитком основных обитателей монастырей — монахов.
Кроме того, в те времена, когда бушевали всевозможные эпидемии, довольно часто вода, даже поступающая из чистейшего источника, оказывалась загрязненной различными способами и просто-таки опасной для жизни. Пиво же, подразумевавшее процесс термической обработки, представляло собой напиток простой в изготовлении и весьма здоровый с биологической точки зрения.
Сам Святой Бенедикт, родоначальник монашеского движения, писал, что монахи собственноручно должны производить все, что им необходимо для жизни, и взывал к умеренному потреблению ими (монахами) вина. Однако не каждая монашеская обитель могла производить вино, поскольку большое количество монастырей было создано в районах, неблагоприятных для виноградарств. Таким образом, вино осталось продуктом, в основном предназначенным для престижных посетителей, и монахи быстро поняли, что они должны были найти ему достойную замену для ежедневного потребления. Такой заменой стало ячменное пиво, которое было намного легче производить: ведь для пива требуются, в основном, только вода и зерновые, которые можно найти во всех широтах. Кроме того, зерновые можно хранить, так что пиво может быть изготовлено при желании и по потребности почти в любое время года.
Кроме того, монастырское пиво стало плодом непрерывного улучшения в результате многовековой передачи из рук в руки, из уст в уста от монаха-пивовара к монаху-пивовару всех навыков и секретов, строго цитирующихся в недоступных для «простых смертных» трудах монахов. В результате, на протяжении веков качество пива улучшилось настолько, что оно прославило монастыри, его производящие. Предполагается, что уже в 1000 году, существовало около 500 монашеских пивоварен.
Монастыри основанного во второй половине XVII ст. ордена траппистов не стали исключением. Известно, что в первом таком монастыре, Ля Трапп (фр. La Trappe), во Франции, монастырская пивоварня активно работала уже в 1685 году.
Тут следует отметить, что траппистский орден появился на свет как результат активной борьбы аббата Армана Жан ле Бутильера де Рансе (Armand Jean Le Bouthillier de Rancé (1626-1700)) за так называемое «возвращение к истокам». Рансе выступал за строгую подвижническую жизнь и продвигал концепцию идеальной монашеской жизни, которая была разработана в 1098 году небольшой группой людей — монахов-бенедиктинцев — в поисках Бога, и призывала к обновлению апостольского значения своих деяний. Монахи-бенедиктинцы, в последствии названные «Отцами пустыни», решили вернуться к старым традициям, которые были основой первоначального монашеского движения Запада, призывали возродить верность одному из своих духовных отцов, Св. Бенедикту, разработавшему в шестом веке «Правила», регулирующие поведение монахов: послушание, молчание, аскетизм, бедность и смирение, и разделение жизнь монаха между работой и «Lectio Divina» (исследования и медитация).Эти люди, во главе с Робертом де Молесме (Robert de Molesmes), жили в Цито (Cistercium), в Бургундии (Франция), что и стало причиной названия движения «цистерцианским».
В шестнадцатом и семнадцатом веках влияние различных культурных и социальных движений привело к некоторому расслаблению и отказу от созерцательного характера жизни. В конечном итоге, постоянные внутренние распри в движении цистерцианцев привели, наконец, в 1666 году, к созданию двух обрядов, более мягкого, и более строгого соблюдения. «Орден цистерцианцев строгого соблюдения», неофициально именуемый и по сей день траппистским, и возглавил настоятель монастыря Ла-Трапп аббат Арман Жан ле Бутильера де Рансе.
Аббат от членов ордена требовал неукоснительного соблюдения устава св. Бенедикта, обязательного физического труда монахов, строгих правил молчания и других аскетических практик, в том числе и резкого ограничения разнообразия и обильности монастырских трапез. Так что, по всей видимости, именно ему мы обязаны безапелляционно перфектным качеством пива, получившего название «траппистское».
Постепенно некоторые монастырские пивоварни, в том числе и в траппистских монастырях, начали наращивать объем производства пива, производя его в количествах, превышающих собственные нужды монастыря, с тем, чтобы иметь возможность продавать излишки для финансирования функционирования монастырей и обеспечения благотворительных мероприятий. И именно траппистское пиво очень быстро оказалось на рынке вне конкуренции. Собственно, недостижимых практически успехов трапписты добились не только в качестве создаваемого ими пива, но и при производстве ряда иных продуктов и товаров, как то: хлеб, мед, сыр, шоколад, ликеры, косметика, сувенирная продукция. И было бы странным, если бы этими успехом и популярностью не поспешили воспользоваться расторопные дельцы: создавая слабое подобие монастырской продукции, они без зазрения совести вписывали в названия товаров заветное для многих покупателей слово «траппистский», чем, безусловно, дискредитировали трудолюбивых монахов.
Так что орден вынужден был защищаться. И в 1997 году появилась Международная траппистская ассоциация, призванная оказывать противодействие использованию коммерческих названий, содержащих слово «траппистсткий», теми производителями, которые к ордену отношения не имеют.
Пивоварни при траппистских монастырях существовали во многих странах Европы, в частности, во Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии и Боснии. Однако значительная их часть была разрушена во времена Французской революции и двух Мировых войн. На момент основания ассоциации общее число траппистских монастырских пивоварен составляло всего восемь, причем лишь одна из них – в Нидерландах, все остальные – в Бельгии. И только этим пивоварням было разрешено украшать свою продукцию гексагональным логотипом с надписью «Аутентичный траппистский продукт» (англ. Authentic Trappist Product). Это означает, что:
- пиво было изготовлено на производстве внутри монастыря или в его непосредственной близости
- вся техника бизнеса способна продемонстрировать неоспоримую связь подчинения пивоварни этому монастырю и культура ведения бизнеса вписывается в устав монашеской жизни
- все работы проводились монахами или монахинями самолично и/или с помощью мирян из аккредитованного монастыря, или были поручены бизнес-структуре, при условии, что эта структура зависит от аккредитованного монастыря и работает под руководством последнего в сферах производственных и административных и в методах управления, качества, рекламы и финансирования
- средства должны быть за рамками любых независимых мотивов прибыли и предназначены для материальных, интеллектуальных и духовных потребностей, техническое обслуживание зданий, и окружающей среды аккредитованных монастырей, а любая прибыль сверх этих потребностей, используется для благотворительности или социальной работы или потребностей других траппистских монастырей
Вот такие немудреные правила, явственно свидетельствующие, что не все рыцарям чистогана Масленница. И соблюсти эти требования пока еще никому из не-траппистов не удалось. Поэтому раздобыть аутентичное траппистское пиво – дело не простое. Но уж если вам в этой жизни повезло – не сомневайтесь: вас ждет незабываемая встреча, встреча с элем (пиво верхнего брожения), который прошел стадию дополнительного спиртового брожения уже после разлива в бутылки, а потому характеризуется достаточно высоким содержанием алкоголя.
Разумеется, ассортимент разновидностей траппистского пива разнится от пивоварни к пивоварне, но существует и общая классификация, которая включает три основных сорта: одинарное (нид. Enkel), двойное (нид. Dubbel) и тройное (нид. Tripel) пиво.
Метки: Бельгийское пиво
Оставить комментарий