Стелла Артуа
Это пиво считается самым популярным бельгийским пивом в мире, и объем его производства перевалил за отметку в 100 миллионов декалитров еще в 2008-м году. Все эти миллионы декалитров успешно реализуются более чем в 80-и странах мира.
У такой популярности нет никаких особых секретов, просто все делается так, как положено: качественный продукт, качественная упаковка, качественная реализация (в нашем случае – подача) и качественная (даже сверх качественная) реклама. Чтобы не быть голословными, немного подробностей об этих четырех компонентах:
Продукт Стелла Артуа.
Истые ценители пива отмечают в Стелла Артуа изысканный горьковатый вкус и благородный аромат, отличающие это пиво от всех других европейских лагеров. Более, чем в других лагерах, в Stella Artois выражен хмель, однако хмелевая горечь отлично уравновешена вкусом карамели и ореховыми нотами. Это как раз то сочетание, которое специалисты именуют «вкусом сливочного тела». Орехи довольно явственно выражены и в послевкусии, за счет чего послевкусие «благородное», а не резкое. В аромате, кроме банана, ясно чувствуются цветы и свежескошенные луговые травы, которые придают запаху кристальную свежесть.
Какие же таинственные компоненты позволяют получить уникальные вкусовые и обонятельные свойства пиву Стелла Артуа? Да, в общем-то, ничего особенного, за исключением того факта, что все, казалось бы, стандартные компоненты – опять же исключительного, можно даже сказать – уникального качества. Судите сами: вода поступает из родниковых источников, находящихся на территории пивоварни. Мало того, она еще предварительно очищается от избытка кальция и железа. Осоложенный ячмень – только лучших европейских сортов, пророщен на специальных солодовых площадках. Горький хмель, придающий пиву такой неповторимый вкус, обогащен витамином А. И, разумеется, дрожжи – уникальная фирменная раса Stella Artois. Плюс к этому – бережно хранимые на протяжении веков семейные пивоваренные методики, согласно которым, даже при всей автоматизации производства, пиво выдерживается в среднем на 6 — 11 дней дольше, чем большинство других сортов пива. Ну и, конечно, такой гигант, как пивоваренная корпорация Anheuser Busch InBev в состоянии позволить себе самые передовые технологии и оборудование, обеспечивающие беспрецедентные стандарты качества. Но патриотичным бельгийцам и этого мало: специально для Стелла Артуа университетом города Лёвена, родины этого пива, разработана и запатентована применяемая сейчас особая технология фильтрации.
Понятно, что в итоге даже при желании невозможно получить плохое качество. А поскольку такого желания у производителей никогда и не возникало, то мы с вами имеем на выходе квинтэссенцию ингредиентов, традиций и технологий, гордо именующую себя «Stella Artois».
Упаковка Стелла Артуа.
Гордому имени полностью соответствует и «внешность». Этикетку «Stella Artois» вполне можно признать как достаточно подробный паспорт этого пива – ведь на ней отображены практически все основные вехи его истории. Однако, поскольку истории происхождения сего бельгийца посвящен весь следующий раздел статьи, сейчас будет дано лишь краткое описание компонентов логотипа.
Логотип имеет красный фон с белой надписью «Stella Artois» по центру. Границы логотипа выполнены золотыми и черными красками в форме традиционной для фламандского архитектурного стиля оконной рамы. Верхний карниз стилизованной рамы украшен изображениями охотничьего горна, хлебных колосьев и соцветия хмеля, а также содержит надпись черными буквами на золотом «ANNO 1366». Надпись разделена на две части символической звездой.
На подавляющем большинстве размещенных в интернете фотографий этикеток «Stella Artois» этот логотип представлен заключенным в вытянутый по горизонтали эллипс. Однако подобный дизайн в реальной жизни уже канул в лету: в конце июня 2010 года корпорация Anheuser Busch InBev начала разлив этого премиального лагера в бутылки обновленного дизайна.
Новый дизайн, сохранив традиционную элегантность, стал более современным. Фигурная белая этикетка, новая «лучистая» обертка горлышка и пробки призваны подчеркнуть премиальность Stella Artois.
Для того, чтобы потребители могли полностью насладиться всеми вкусовыми качествами пива «Стелла Артуа», на контрэтикетке бутылки предусмотрен термознак — роза. Знак проявляется лишь при достижении пивом оптимальной для сервировки температуры в 5˚С. Именно при такой температуре этот напиток максимально раскрывает свой букет вкуса и аромата.
Stella Artois изменила на новый, гораздо более изысканный, и дизайн банки. Новый дизайн своим появлением обязан легендарному бокалу Stella Artois, чей образ теперь запечатлен на лицевой стороне банки. На фоне приглушенного серебра, пронизанного лучами звездного сияния, выделяется изящный ясно-серебряный силуэт бокала с традиционной звездой на ножке. Новый дизайн призван подчеркнуть сочетание высокого качества продукта и богатого культурного наследия бренда, отражает стремление компании двигаться вперед, по пути постоянного совершенствования качества, чтобы иметь честь предложить покупателям изысканный во всех отношениях продукт.
В этих, безусловно, похвальных инициативах не обошлось, к сожалению, и без ложки дегтя: производители решили изменить и саму форму бокала. Так что легендарный бокал предыдущих лет действительно имеет шанс стать легендой и остаться для потомков лишь изображением на банках. Новый бокал получил более закрытую форму и короткую ножку, уже без звезды и даже без предшествовавшей ей розы. И хотя такая форма позволяет налитому в бокал пиву оставаться холодным на 23% дольше, чем в любом ином пивном бокале, хотя он на 45% дольше, чем бокалы конкурентов, держит пену, а уже работающие с новыми бокалами пабы на 14% увеличили объемы продаж– все равно жаль, когда умирают легенды.
Реализация Стелла Артуа.
Пивной бокал особой формы – это главное действующее лицо того грандиозного шоу, в которое превратили бельгийцы такие, казалось бы, обыденные вещи как розлив и подача пива.
«Девять золотых правил» обязывают, чтобы ценители пива Стелла Артуа во всем мире были обслужены по единому стандарту, как если бы они находились в Левене. Соблюдение правил розлива и подачи посвящает барменов всего мира в посланцев бельгийской пивной культуры.
Ритуал подготовки ко вкушению пива Stella Artois сложился в незапамятные времена, но и поныне является обязательным к исполнению для всех ценящих свою профессию барменов.
Итак:
Правило 1. Использовать следует только фирменные бокалы, поскольку именно они позволяют пиву Стелла Артуа раскрыться во всей своей красе.
Правило 2. Необходимо вымыть, а затем еще и ополоснуть бокал. Ибо даже младенцу в Левене известно, что малейший жирный след способен погубить и вкус пива, и его пену. Ополаскивание же позволяет максимально охладить бокал, чтобы удалось сохранить температуру сервировки в пределах заветных 5°C. Этот этап – один из важнейших и носит название «Очищение»
Правило 3. Собственно наливание. Кран открывается быстрым движением одной руки, при этом первые капли ни в коем разе не должны попасть в бокал. Сам же бокал положено держать за ножку под углом 45 градусов относительно к крану. Касаться бокалом или пивом крана – ни-ни! В процессе наливания пива для образования пышной пены необходимо выровнять и плавно опускать бокал. Кран закрывается единственным быстрым движением руки. Этап принято называть «Жертва»
Правило 4. Избыток пены снимается с помощью специального ножа. Этап «Обезглавливание»
Правило 5. До подачи бокал ставится на сухую салфетку, чтобы впиталась янтарная влага
Правило 6. Высота пены не должна превышать два с половиной сантиметра, что примерно равно двум пальцам. Этап «Приговор»
Правило 7. При подаче бокал ставится на чистую подставку с фирменным логотипом на лицевой стороне.
Правило 8. На ножку бокала надевается бумажная «юбочка» — каплеуловитель.
Правило 9. Подается пиво при температуре от 4 до 6, в идеале — 5 градусов Цельсия, повернув бокал логотипом к посетителю.
Как видим, четыре самых ответственных этапа названы с большой долей черного юмора. Однако справедливости ради стоит отметить, что добродушные бельгийцы здесь ни при чем. Руку к этому приложили бармены других стран, «павшие жертвами» обстоятельств или привередливости жюри на Международных конкурсах барменов Stella Artois. Проводятся они ежегодно, начиная 1997 года, и собирают победителей национальных конкурсов из 32 стран. Понятно, что кроме анонсированной цели – повышение качества обслуживания потребителей, эти мероприятия имеют и цель подспудную – ненавязчивую, скрытую рекламу.
Реклама Стелла Артуа.
Реклама пива Stella Artois – это вообще целое явление в мире маркетинга, и, безусловно, каждый ее шедевр моментально становится хрестоматийным.
Продвигаемый концерном изысканный и престижный образ создавался с помощью телевизионных роликов с такой высокой стоимостью производства, что они уже гораздо больше походили на дорогой арт-хаус короткометражных фильмов. Поэтому, в рамках программы международной сотрудничества с киноиндустрией, Стелла Артуа является Официальным партнером престижнейшего кинофестиваля в Каннах.
Бесценная концепция, основанная на идее того, что Стелла Артуа – это не просто дорогое пиво, а пиво, достойное любых жертв, лейтмотивом звучащий слоган «совершенство имеет свою цену», труд самых известных, самых лучших рекламных режиссеров с мировыми именами – всё это позволило компании на 61% увеличить знание бренда среди покупателей и зафиксировать рост основных имиджевых показателей. «Стильный бренд» + 16% к предыдущему году, «Изысканный бренд» +19% к предыдущему году, «Бренд, за который стоит платить больше» +7% к прошлому году. Все ролики были выполнены в одинаковой стилистике, в среде франкоязычного населения на рубеже 19-20 вв.
К сожалению, гениально креативная, реклама привела к тому, что Стелла Артуа стала заложником собственного имиджа. Бренд стал более известен не своим высоким качеством, а своей недостижимостью. К тому же на марку вдруг посыпались обвинения в спаивании нации. Поэтому руководство компании в 2008 году обрати в рекламное агентство Mother London за свежим решением. И лондонским креативщикам удалось создать новый мир для Stella Artois в «мягкой» Французской Ривьере образца 60-х, придав короткометражкам и более мягкий, и более легкий характер, а также тонким юмором заменив цинизм.
История возникновения пива Stella Artois.
А теперь послушайте историю городка Левен и пива Stella Artois, чьи судьбы переплелись крепко-накрепко в далеком и неясном прошлом.
Левен (он же — Лёвен по-нидерландски, он же — Лювен, по французски, он же — Лувен по-немецки) стал популярным в 14-15 веках благодаря производимой в нём отличной одежде изо льна. В середине 15-го века торговля одеждой приходит в упадок, но на память городу об этом виде коммерции осталось название – Лёвен, обозначающее в переводе с фламандского «лён». И прозябать бы этому городку в неизвестности до наших дней, но, видимо, чем-то он приглянулся капризной барышне Фортуне, которая взяла его под своё крылышко и стала периодически баловать роскошными презентами. И первым таким презентом стало создание в городе в 1425 году Католического университета, одного из старейших в мире. Для городка началась эпоха возрождения. А вместе с городом стало расцветать и пивоварение. Пивоварня «Den Horen», удовлетворявшая жажду местных монахов, насчитывала к тому времени уже почти вековую историю, ибо, согласно герцогским документам о взимании налога, в году 1366 мзду с нее уже получали. Но, видимо, особо монахи не усердствовали – так, для своего удовольствия. Тем не менее, именно этот год – 1366 — принято считать отправной точкой в истории блестящего триумфа Стелла Артуа. И год в надписи латынью «ANNO 1366» («в лето 1366»), и символ пивоварни – охотничий рожок, или горн (а именно так переводится с фламандского «Den Horen»), заняли достойное место на логотипе компании.
А тем временем в Лёвене с 1425 года развеселая студенческая братия стала прилагать все усилия к тому, чтобы поддержать местных производителей пива. И потекли пивные реки… В общем, вскоре этот ВУЗ стал главным покровителем пивоварения. Что характерно, новые времена не изменили эти теплые дружеские отношения между университетом и хорошим пивом. В местном университете на правах факультета даже появилась единственная в своем роде настоящая Академия пивоварения.
Так вот благодаря усилиям студентов, которые и сегодня составляют 1/3 жителей города, а по тем временам – и вовсе были основной массой населения, к 1537 году пивоварня «Den Horen» стала самым крупным предприятием этого средневекового города.
Но, как обычно и бывает, за белой полосой наступила чёрная – и для города, и для пива. В 16-м веке Левен постигла участь многих других бельгийских городов: в результате религиозных войн и иностранной оккупации наступил очередной экономический кризис, да, к тому же, большинство учебных заведений, таких как монастыри и университеты, были закрыты или переведены в Брюссель. В их числе оказался и Католический университет Левена.
Еще пару веков затишья – и очередная милость Фортуны: начинается рытье канала Левен – Рупель. Работенка не из легких, рабочих – тьма-тьмущая, само собой, после рабочего дня все хотят расслабиться с хорошим бокальчиком пива в руках. Вот тут-то и начинается очередной взлет для пивоварен вообще и для «Den Horen» в частность. Разумеется, каждая лишняя пара рук на пивоварне была очень кстати. А если еще эти руки дружили с головой – был вполне реальный шанс продвинуться по карьерной лестнице. И Себастьян Артуа свой шанс не упустил: придя на пивоварню простым работником, к 1708 году он настолько усовершенствовал своё мастерство, что 13 июня того года был удостоен звания «Мастер пивоварения». Вот теперь можно было отправиться и под венец. С красавицей Изабеллой трудно было сосредоточиться на работе. Но Себастьян решил не почивать на лаврах, всё-таки – теперь у него семья, которую следует достойно содержать. Поэтому, утроив рвение, за 9 лет Артуа добился такого статуса, что стал полностью контролировать работу пивоварни. Поняв, что и с этой задачей он справляется, 15 июня 1717 года Себастьян Артуа решился: пивоварня «Den Horen» перешла в собственность семейства Артуа и стала носить название «Пивоварня Артуа». С тех пор вот уже почти 3 столетия пивоварня принадлежит этому семейству, а все секреты пивоварения переходят от отца к сыну.
Однако и женщины этой семьи играли в истории Stella Artois роли отнюдь не второстепенные. Так, уже упомянутая нами супруга Себастьяна Артуа Изабелла после смерти мужа, чтобы сохранить пивоварню для их сына, стала у руля предприятия, задолго до появления на свет Клары Цеткин, главного идеолога движения за женское равноправие. Авторству женщин из рода Артуа принадлежит и удачно осуществленная идея породниться с двумя аристократическими фамилиями — де Мевиус и де Шпельберх, что позволило поставить предприятие на весьма широкую ногу. Особенно с учетом того, что в 1830 году Бельгия наконец-то получила независимость, в Левен вернулся университет, и город достаточно быстро превратился в столицу бельгийского пивоварения. В 1885 году в Антверпене пиво «Пивоварни Артуа» завоевало свою первую золотую медаль Medaille d’Or. Эта и две другие не менее престижные медали гордо красуются на этикетках пива по сей день.
И всё же мировую популярность пивоварне принесли не медали, а пиво. Пиво, которое было сварено в ночь перед рождеством, так что здесь наверняка не обошлось без капельки рождественской магии. Ведь пиво, сваренное для рождественских праздников 1926 года настолько удалось, было настолько сияющим и кристальным, что назвать его иначе чем Stella (что в переводе с латыни означает «звезда»), один из потомков Себастьяна Артуа просто не смог. И вот уже без малого сто лет Stella Artois действительно является путеводной звездой для своих создателей. Ведь после ряда грандиозных сделок, слияний и поглощений, превратившись в крупнейшего мирового производителя пива, компания Interbrew по прежнему, является «семейным» бизнесом. Сегодня 63.7% акций Interbrew принадлежат представителям трех семейств, и два из них — де Мевиус и де Шпельберх.
Метки: Stella Artois, Бельгийское пиво
1 февраля, 2019 в 21:19
Не считаю себя конкретным специалистом по пивным вкусам, но Стелла артуа, мне очень понравилось.
Как, Вам пишите?!
Интересно.