Reinheitsgebot — баварский закон о чистоте пива 1516-го года
Конечно же, мы все в курсе, что раньше колбаса была из мяса, яблоки были яблочнее, воздух чище и люди добрее. Видимо, это главная причина того, что слова на этикетках многих сортов пива «Сварено в соответствии с Законом о чистоте 1516» вызывают у нас некий священный трепет и умиление. Если пол-века назад всё было настолько чище и натуральнее, то какой же чистоты и вкусности стоит ожидать от того, что произведено по канонам пятивековой давности!
Правил в давние времена (с 1508 по 1550) землей Баварией Герцог Вильгельм IV. Правил герцогством, пытался бороться с местной знатью, которая уже совсем от рук отбилась и творила, что хотела. Получалось у Вильгельма не очень, потому что знать поддерживал его же братец, Людовик X. И ставил Людовик Вильгельму «палки в колеса» до тех пор, пока Вильгельм не отдал ему 14 Октября 1514 трети герцогства с резиденцией в Ландсхуте. Вот теперь каждый стал править так, как считал нужным. Вильгельм, например, борьбу со знатью решил замаскировать под благородное и правое дело защиты крестьян. Так и появился на свет в городке Ингольштадт 23 апреля 1516 года, в праздник Святого Георгия, так называемый «Баварский Закон чистоты», который, среди прочего, регулировал и состав ингредиентов, из которых можно было варить пиво.
И это не была забота о сохранности какого-то аутентичного вкуса хмельного напитка. Закон (а точнее, указ или заповедь, ибо именно так переводится с немецкого слово «Gebot») призван был защитить хлеб, а не пиво. Идея ограничения допустимых к использованию при варке пива ингредиентов заключалась в том, чтобы запретить знати варить пиво изо ржи и пшеницы, более всего подходящих для производства хлеба. А вот ячмень, не слишком пригодный для хлебопечения, мог быть использован в пиве.
Такая мера позволяла Вильгельму завоевать популярность у крестьян и здорово насолить воинствующей знати. Тем более, что кроме ингредиентов, в указе регулировалась и ценовая политика:
«Как пиво должно быть сварено и разлито зимой и летом в городе и деревне»
Мы повелеваем, постановляем советом земли нашей, чтобы в дальнейшем повсеместно в герцогстве Бавария как в деревнях, так и в городах наших, а особо на рынках, у которых нет особенного порядка в этом, от Святого Михаила (29 сентября) до Святого Георгия (23 апреля), продавали и разливали пиво – меру (большая кружка в Баварии объемом 1,069 л) или кружку (не полный литр) по цене не большей, чем один пфенниг, и от Святого Михаила до Святого Георгия – меру не больше чем за 2 пфеннига, кружку не больше чем за 3 полпфеннига. При нарушении грозит штраф. Где же варится не мартовское пиво, а какое либо иное пиво, оно ни в коем разе не должно продаваться дороже пфеннига за меру.
Совершенно особенно мы желаем, чтобы отныне в городах наших, на рынках и в деревнях варки пива использовали лишь ячмень, хмель и воду. У того, кто нарушит это наше распоряжение сознательно, пиво будет отниматься судебным начальством и взиматься штраф.
Как видите, в этом законе нет ни слова о том, какой должна быть вода, а между тем уровень содержания в ней химических элементов на сегодняшний день превосходит возможности самого смелого воображения. Также ничего не говориться о тех удобрениях, нитратах и тому подобное, какими щедро снабжено буквально каждое зернышко нынешнего ячменя. Так что, читая в очередной раз фразу о чистоте, не стоит воспринимать ее уж слишком не буквально. Чему действительно стоит доверять – так это своему опыту и своим органам чувств. Тем более что закон о чистоте их (органы) в этом плане здорово обделил: ламбики и гёзы, аббатские и траппистские эли, японские рисовые сорта и еще масса замечательных вкусов никогда бы не порадовали наши рецепторы, если бы производители других стран, так же как и несчастные немцы (вернее, баварцы) стали слепо следовать подобным распоряжениям.
Метки: закон о чистоте пива
Оставить комментарий