Радлер
Коммерческая легенда о появлении на свет этого пивного коктейля являет собою редчайший пример стыдливого уменьшения своего «паспортного» возраста ради «красного словца». В самом деле, мы настолько уже привыкли к однообразным историям о рождении той или иной марки пива, которые, все, как одна, создавались умудренными опытом пивоварами в седьмом поколении «в старые, добрые времена», что невольно задумываешься о цели, преследуемой маркетологами, сообщающими нам, что радлер возник совсем недавно, и при этом в мгновение ока покорил «честной народ» едва ли не во всем мире.
Причина так лукавить, конечно же, имеется. Так уж устроено наше социальное мышление, что от напитка, вызвавшего массовое единогласное одобрение, мы заведомо ожидаем каких-то особых вкусовых и других свойств. Ну и даже если первый глоток не впечатлил, непременно последует второй: надо же понят, что все в нем находят. А там и до привычки не далеко. Вот примерно с такими целями и скроена легенда. А гласит она следующее:
В начале 20-х годов прошлого века жил-был в местечке Дейзенхофен (Deisenhofen), в 12-ти милях от Мюнхена некто Франц Ксавье Кюглер (Franz Xaver Kugler). Жил он – не тужил, поскольку являлся владельцем небольшого ресторанчика с пивным садом, привольно раскинувшегося на альпийских лугах. Места – сказочные, для отдыхающих от городской суеты за кружечкой пива добропорядочных мюнхенцев лучшего и желать не возможно. Вот только отдыхающих этих самых бывало маловато – все-таки 12 миль, поди доберись, когда и автомобили еще все-таки роскошь, а не средство передвижения, и об автобусах рейсовых никто слыхом не слыхивал. Но судьба подарила Францу волшебный шанс, которым он не преминул воспользоваться: после Первой Мировой войны увлеклись германские граждане не на шутку велосипедами. На велосипедах они добирались на работу, оздоравливались, состязались, а также неспешно прогуливались. И расторопный Франц обернул это увлечение в свою пользу: обустроил велосипедную дорожку по живописной лесистой местности – от Мюнхена до Дейзенхофа, разумеется, мимо своего заведения. В считанные дни его цель – популяризация ресторана – была достигнута.
Но это все присказка, дальше, как водится в любой сказке, наступает кульминация. В 1922-ом году в погожий июньский денек, который пришелся на субботу, с утра до вечера в его заведение наведалось 13000 (!) велосипедистов. И все желали освежиться пивом! К такой популярности Куглер ну совершенно не был готов! И столько пива у Франца, конечно, не было. Зато было море разливанное лимонада, который нагло мозолил глаза, потому как разгоряченная баварская публика его не желала. И тогда Франц на свой страх и риск наскоро придумал несколько благообразных убедительных фраз, навесил на лицо загадочную улыбку и с уверенностью в осанке и дрожью в коленках отправился предлагать гостям «хит сезона» — новый освежающий коктейль из пива и лимонада. То ли гости очень уж хотели пить, то ли сработали убедительные доводы Франца о том, что «напиток этот утоляет жажду лучше пива и при этом не такой пьянящий, так что не влияет на способность управлять велосипедом», то ли и в самом деле это было вкусно – но в итоге предложенный коктейль пришелся по душе гостям ресторана настолько, что уже по возвращении в Мюнхен они стали приставать к владельцам местных пивных заведений с требованием принести им «литр велосипедиста». И вскоре они действительно начали получать желаемое, поскольку особых премудростей в изготовлении коктейля не просматривалось
Возможно, подобная история действительно имела место быть. По крайней мере, заведение Кюглера – пивной сад на 2000 посетителей – по-прежнему пользуется повышенной популярностью, неизменно собирая аншлаг в летние месяцы. А радлер — радлер действительно получил довольно быстро широкое распространение в Баварии, а со временем – и в Северной Германии, где изначально именовался (отдавая дань создателям) «Литром велосипедиста» (Radfahrerliter), а со временем – «Водой Альстера» («Alsterwasser», в честь небольшой речки Альстер, которая протекает через центр Гамбурга и впадает в Эльбу, излюбленного места лодочных прогулок местных жителей, которые велосипеду все-таки предпочитали весла).
Однако в литературе существуют и более ранние упоминания о «радлере». В частности, в изданном в 1912-ом году романе немецкой писательницы Лены Крист «Воспоминания ненужной», в которой она описывает события года 1900-го, упоминаются массы (литровые кружки) радлера (Radlermaßen). Так что ныне принято считать, что история Кюглера была выдумана с рекламной целью, а появление радлера связывают с велосипедным клубом социал-демократической ориентации конца 19-го века. Так что очень сомнительно, что когда-либо мы услышим имя истинного изобретателя этого напитка.
Поскольку 100 лет тому назад в Баварии доминировали темные сорта пива, первые радлеры являлись смесью темного имбирного и светлого пива, со временем – темного пива и светлого лимонада. Со временем вкусы на пиво стали меняться, и радлер уже принялись готовить, используя светлые сорта пива.
Вплоть до 1993 года радлер смешивался исключительно в точках продаж – в пивных, поскольку действующий в те времена закон «О налоге на пиво» запрещал производство готовых смешанных напитков с использованием пива. После же отмены этого запрета на рынке довольно быстро появился радлер в бутылках. Однако тут более расторопной оказалась не баварская, а гессенская фирма.
Современные радлеры могут быть изготовлены как из светлых, так и из темных сортов пива. Кроме классического лимонада с лимонным привкусом вторым ингредиентом в этом пивном коктейле могут быть и другие газированные безалкогольные напитки (спрайт, кола, фруктовые лимонады с разнообразными вкусами).
В связи с тем, что идея смешивания пива с лимонадом для получения прохладительного напитка со сниженным содержанием алкоголя довольно тривиальна, подобные коктейли возникали независимо в разных точках земного шара, так что помимо южно-германского радлера можно встретить:
- Альстервассер (нем. Alsterwasser) в Северной Германии;
- Панаше (фр. Panaché) во Франции;
- Шенди (англ. Shandy) в Великобритании и большинстве англоязычных стран;
- Бир-Микс (англ. Beer-Mix) и тому подобные.
Метки:
Оставить комментарий