Doppelbock — Пиво согревающее сердце. Часть I
Доппельбок ещё называют Фастенбир («великопостное пиво»), Штаркбир («крепкое пиво»).
Доппельбок (буквально «двойной стакан пива») — более крепкий и обычно более темный вариант баварского Бокбира. Это пиво отличается своей насыщенностью солодом и лишь небольшой горчинкой. Обычно содержание алкоголя в Доппельбоке приближается к 7%. В самых крепких его вариантах содержание алкоголя составляет примерно к 10-13%, и здесь действительно чувствуется присутствие алкоголя.
Похожие сорта пива:
Бокбир, Майбок (светлый бок), Айсбок (ледяной бок), Вайценбок (пшеничный бок), Вайцендоппльбок (пшеничный бок с двойным содержанием алкоголя)
Доппельбок согревает сердце
Доппельбок буквально означает «двойной стакан пива». Это — один из самых крепких немецких сортов пива, содержание алкоголя в котором обычно достигает 7%, но в некоторых разновидностях Доппельбока крепость приближается к 13%. Сорт Доппельбок появился в конце XVIII века. Это был сорт светлого крепкого монастырского пива, «жидкого хлеба» монахов, который они традиционно варили в период поста. Монашеская жизнь подчинялась строгим правилам, согласно которым они регулярно должны были подвергать себя наказанию, а именно периодически прибегать к говенью. Тогда им практически полностью запрещалось вкушать какую бы то ни было твердую пищу. Самый длинный и самый трудный из этих периодов воздержания от пищи был, конечно, Великий пост, длившийся 46 дней между Пепельной средой (первый день Великого поста в католической и англиканской церкви) и Пасхальным Воскресеньем. Благодаря своему убеждению, что жидкость очищает не только тело, но и душу, монахи вместо твердого хлеба готовили из зерна большое количество жидкой пищи, а потом пили ее в обильных количествах… чем больше, тем чище становилось тело и душа. Так как монашеское поведение считалось образцовым в те набожные времена… миряне поступали так же, как монахи. Ещё такое пиво прекрасно годится для пивной диеты. Светская разновидность этого священного крепкого пива называлась Бокбир.
Первое великопостное крепкое пиво варили монахи-пауланцы в монастыре Нойдек-на-Ау в Мюнхене. Пауланцы прибыли в Мюнхен из Италии в 1627 году. Почти сразу после этого они начали варить пиво для своих личных нужд. Когда именно это произошло, неизвестно. В зависимости от того, на данные каких документов полагаться, называют 1630, 1651 или 1670 года. Однако пауланцы чувствовали, что такое крепкое пиво с такими совершенными свойствами — слишком большое послабление во время поста. Поэтому они решили испросить у Папы Римского разрешения, чтобы продолжить варить пиво с чистой совестью. Пауланцы отправили бочку великопостного пива, чтобы Папа его попробовал и высказал свое мнение. Когда пиво сначала везли через Альпы, а потом под палящим солнцем Италии, к сожалению, а может, к счастью, в течение нескольких недель бочка постоянно переворачивалась и перегревалась. А это — классический способ превратить пиво в кислую и непригодную к употреблению жидкость. Поэтому когда Папа Римский попробовал этот хваленый напиток из Мюнхена, ему, разумеется, такое пиво показалось отвратительным. Он решил следующее: так как это пиво такое противное, приготовление и употребление как можно большего количества этой жидкости, возможно, окажет благоприятное воздействие на души мюнхенских монахов. Поэтому он охотно благословил это новое, якобы противное пиво. Если бы он только знал…!
Легко догадаться, что постный «жидкий хлеб» пауланцев с годами становился крепче. Однако доподлинно неизвестно, когда это пиво достигло той крепости, которая сейчас ассоциируется у нас с современным Доппельбоком. Скорее всего, пауланцы уважали свое крепкое, а теперь еще и благословленное Папой, пиво, потому что, в конце концов, самое крепкое из своих крепких сортов пива они назвали «Сальватор» в честь своего Спасителя, вторую любовь в их жизни.
Хотя изначально пиво предназначалось только для личных нужд, пауланцы, скорее всего, тайно продавали свое пиво местному населению. Для того чтобы вести такого рода деятельность во времена строгих феодальных законов, требовалось разрешение светских властей, которого у пауланцев не было. И вскоре на их пивоварне не только готовилось пиво, но назревали проблемы. Эти факты дошли до нас благодаря множеству письменных жалоб на хулиганство и пьянство на лицах вокруг монастыря. Существуют даже свидетельства того, что монахи нелегально торговали Доппельбоком 2 апреля 1751 года, в день своего покровителя, Святого Франциска Пауланского.
Только в 1780 году пауланцам удалось получить официальное разрешение от герцога Карла-Теодора на продажу пива населению. Однако им недолго пришлось радоваться, потому что в 1799 году их крепкий великопостный напиток постигла беда. Все это было вызвано Наполеоном Бонапартом. Его новая политика торговли, которая практиковалась на территории всех завоеванных им землях, включая Баварию, привела к упразднению Пауланского монастыря. Пивоварню же конфисковали в пользу государства. Действия Наполеона, вдохновленного идеями Эпохи Возрождения, были направлены на установление строгого разделения между церковью и государством. В отличие от европейского феодального прошлого согласно новому порядку, установленному Гражданским Кодексом Наполеона, церкви запрещалось иметь собственность, взимать налоги или заниматься торговлей… больше нельзя было преследовать богатых мирян, можно было только заботиться о бессмертии человеческой души.
Метки: Doppelbock, Доппельбок, Немецкое пиво
Оставить комментарий